|
|Сделать #XuLi Стартовой Страницей | Добавить в Избранное | | |
Религия
ЗороастризмИздревле на месте естественных выходов
нефти и газа на земле азербайджанской возник один из самых
почитаемых центров зороастизма v религии огнепоклонников.
Вырывавшиеся из-под земли огненные самовозгорающиеся столбы
природного газа способствовали зарождению и распространению в
прикаспийском регионе зороастризма, выбравшего в качестве
самой почитаемой святыни Баку и его окрестности. Зороастризм
религия, оказавшая впоследствии большое влияние на величайшие
религии мира в иудаизм, христианство и ислам. В Баку, "Городе
Бога огня", был построен один из зороастрийских храмов еще в
VI веке до нашей эры. Но зороастризм пришел в Азербайджан еще
раньше. В нагорьях Малого Кавказа во многих местах найдены
предметы Ходжалы- Кедабекской культуры эпохи поздней бронзы и
раннего железа (XIV-VII вв. до н.э.), среди которых
встречаются широкие бронзовые пояса, украшенные гравировкой с
изображением охотничье-бытовых и мифологических сцен.
Поразителен бронзовый пояс. Искуссные мастера древности,
зороастрийцы (огнепоклонники) отразили на бронзовом поясе
сцену гонки зверей, символизирующую борьбу жизни (львы) и
смерти (единороги). Борьба двух враждующих сил и преобладание
сил добра (три льва против двух единорогов) соответствует
зороастрийскому вероучению о том, что эти два противоположных
начала находятся в постоянной борьбе, и что добро должно
победить.
В III веке, когда Атропатена была завоевана
сасанидским Ираном, зороастризм был объявлен государственной
религией. Главный храм находился в Газаке. Сасанидские
правители, вступавшие на престол, совершали сюда
паломничество.
В Кавказской Албании , помимо поклонения огню в начале нашей эры, албаны поклонялись стихиям природы и природным явлениям v молниям, небесным светилам (солнцу, луне, звездам), дэвам, всему пугающему и непонятному для них. Таким образом, до принятия христианства в Албании в основном бытовала астральная религия и зороастризм. Существовали крупные храмы, окруженные оборонительными стенами и валами (столица Кабала). В росписях предметов часто изображены луна и солнце, встречаются изображения жертвоприношений, древа жизни. Обнаружены многие керамические фигурки идолов, каменные идолы и изваяния.
Христианство
Начиная со II века, в Албании появляются
первые проповедники христианства (Елисей из Иерусалима с тремя
учениками). Ему приписывают строительство первой церкви в
Албании в местечке Гис. Его дело продолжил албанский царь
Урнайр. Была построена вторая после Гиса церковь в селении
Амарас.
На пути дальнейшей христианизации встал персидский царь Йездигерд II (439-457 гг.), который навязывал народам Закавказья зороастрийскую веру, бывшей в Сасанидском Иране государственной религией. Произошло кровопролитное сражение у Маку в Атропатене, после которого Йездигерд II вынужден был сказать: "Кто чему желает поклоняться, пусть и поклоняется".
Царь Албании Вачаган III (487-510 гг.) построил много
христианских церквей, а также монастырь в Амарасе. В 493 году
он созвал Агуэнский собор, который определил структуру
организации и положение албанской церкви. Во главе ее
становится архиепископ с резиденцией в городе Бердаа (Барда).
Со второй половины VI века, когда главою албанской церкви
становится Тер-Аббас (552-596 гг.), власть церкви значительно
расширяется и усиливается. Храмы владели многими землями.
ИсламВ середине VII века с вторжением Арабского
Халифата, на землю Азербайджана пришла религия ислам v
по-арабски "покорность богу". Основной догмат ислама "Нет
бога, кроме бога и Мухаммед - посланник бога". Заповеди его
изложены в священной книге мусульман v Коране ("Чтение").
Коран v главная священная книга мусульман, собрание
проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв,
притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Коран
предусматривает для правоверного мусульманина пять основных
религиозных обязанностей: признавать догмат о единстве божьем,
пять раз в день совершать установленную молитву "намаз",
соблюдать месячный пост "орудж", платить налог "закят" в
мусульманскую казну, совершать паломничество "хаджж" в
священный город Мекку, где находится главное святилище v Кааба
v земной вариант вечного небесного святилища. Коран содержит
114 сур, составленных из откровений Мухаммеда (570-632 гг.),
устами которого говорит Аллах, существуют также суждения
(сунна); соглашения признанных богословов (иджа) с аналогиями
(кыяс), что составляет четыре источника мусульманского
религиозного права (шариат). Довольно быстрое распространение
мусульманской религии объяснялось тем, что магометанская вера
мирилась с существованием иудейства и христианства
(монотеистических религий), признавала как пророков персонажей
Ветхого и Нового завета (Адам, Ибрахим-Авраам, Муса-Моисей,
Сулайман-Соломон, Иса-Исус), но по отношению к идолопоклонству
и огнепоклонству никакого примирения не допускалось.
Характерной чертой духовной жизни средневекового
мусульманского общества становится обсуждение
религиозно-политических и богословских проблем в мечетях,
медресе, в резиденциях правителей, в частных домах. Народы от
Китая до юга Франции, обладатели своеобразных древних культур
приняли ислам и участвовали в создании общей для них
мусульманской культуры и социально-политических традиций.
Ислам пронизывает все сферы жизни, определяет ее особенности.
Ислам в Азербайджане. Основные два течения в исламе v сунниты и шииты. В Азербайджане распространен шиизм. Шииты признают сунну лишь частично и противопоставляют свое священное предание (ахбар), восходящее к халифу Али. Шииты считают, что только Али, сын Мухаммеда, и потомки Али, являются законными преемниками пророка. Шииты допускают наличие у человека свободной воли, а сунниты полагают, что человек не в состоянии ничего изменить в своей предначертанной судьбе.
Во всех городах Азербайджана и Аррана в
период Арабского Халифата строились мечети (соборные мечети в
Барде, Шарване, Кабале, Шакки, Варсане, Дербенте, Салмасе,
Маранде, Ардебиле, Тебризе). Вместе с арабским языком в
VII-VIII веке в Азербайджан заносится и арабская письменность.
История ислама в Азербайджане включает и переселение сюда
арабских семей (они смешиваются с местным населением), и
восстание хуррамитов под предводительством Бабека в начале IX
века против гнета Халифата и местной знати, и движение суфиев
v мусульманских аскетов-мистиков (ок. X-XII вв.), и движение
хуруфитов (XIV-XV вв.), отождествлявших бога с человеком и
претворявших гуманистические идеи. При Сефевидах (XVI в.) во
главе государства стоял шах, одновременно считавшийся и
духовным главой шиитов. Сефевиды объявили шиизм
государственной религией. Судебные дела велись казиями на
основе шариата. Наконец, в XIX-XX вв. происходит процесс
адаптации религиозно-философских и правовых норм к
капиталистическим условиям, в связи с необходимостью освоения
научно-технических достижений Запада, с одной стороны, и
сохранения традиционных культурных и духовных ценностей v с
другой.
Ислам в Азербайджане специфичен не только главенством шиизма, но и мирным сосуществованием с другими религиозными организациями. "Пограничное" положение Азербайджана между Европой и Азией привело здесь к уникальному слиянию культур.
Глава мусульман-шиитов Закавказья носит титул Шейх-уль-ислам, "старейшина ислама" (араб.). Этот почетный титул возник еще в X веке среди факихов и суфиев.
Среди множества мечетей Азербайджана известны мечети "Аждарбек", "Биби Эйбат", "Таза Пир", "Ашагы", "Бузовна", "Имам Гусейн", "Хазрат Али", " Маштага", "Амирджан", "Ахмедли", "Мешеди Пери", мечеть Шехидов, мечеть "Гаджи Солтан Али".
В Баку функционируют помимо Управления Мусульман Закавказья, Русская православная церковь,
Церковь Михаила Архангела, Церковь Адвентистов 7-го дня, Синагога Европейских евреев, Синагога
Горских евреев, Международное общество "Кришна", Международная Библейская организация "Животворящая Благ", Религиозная община "Бахаи" и другие.
© 2002-2003 Хулиган
Designed by AzBaKu ®